Тамара Сауле, 17/09/2009
В большинстве случаев владельцы квартир не понимают цели создания товариществ собственников квартир. Неужели необходимо довести ситуацию до крайности, чтобы наконец-то ощутить себя полноправным владельцем квартиры? И почему ничего не делается, пока не сложится критическое положение, требующее незамедлительных действий. Видимо, никто не заинтересован в принятии решений, основанных на стабильных цифрах. Показатели затрат в различных домах нельзя сравнивать напрямую, без учета условий, которые очень отличаются. Владельцы жилья обычно даже не знают, за что они платят, и зачастую плату за обслуживание называют арендной. Владелец квартиры, вносящий «арендную плату», еще не осознал себя собственником. Люди хотят иметь надежное жилье в хорошем техническом состоянии и по приемлемой цене. Правительство обязало домоуправления ежегодно представлять смету, чтобы каждый владелец квартиры мог узнать, сколько он заплатил за обслуживание своей собственности, увидеть размер накоплений на ремонт и т.д. Многие годы в муниципальных домоуправлениях действовал принцип общего хозяйствования. Получаемые от рентабельных домов деньги расходовались на ремонт и содержание убыточных. У таких домов накапливались «долги» за работы, якобы финансируемые за счет других домов. Поэтому в сметах 2008 г. указывалась повышенная плата за обслуживание – от 0,37 до 0,56 Ls за кв.м. В договорах о приватизации и покупке владельцы не предупреждались, что им придется оплачивать старые долги, поэтому никаких сведений о долгах не было и в договорах владельцев квартир с домоуправлениями.
Жильцы имеют право подать письменный запрос на предъявление документов, подтверждающих установленные платежи и выполнение указанных в смете работ. Нередко приходится прилагать немало усилий, чтобы, получив такой документ, удостовериться, что большинство работ не выполнено, а затраты на ремонт в какой-либо квартире распределены на всех жильцов, хотя должны покрываться за счет владельца отремонтированной квартиры.
Порядок передачи дома в управление товарищества собственников квартир:
1. Принятие решения об учреждении товарищества собственников квартир (DzĪB) собранием квартировладельцев.
2. Регистрация товарищества в Регистре предприятий ЛР.
3. Получение свидетельства о регистрации DzĪB.
После регистрации DzĪB и вступления в организацию 50 процентов владельцев + 1 владелец снова созывается общее собрание, которое решает, кто будет управлять домом: прежний владелец (Юрмальская дума) или DzĪB. Если решение принимается в пользу DzĪB, в Юрмальскую думу подаются следующие документы:
1. Заявление о приеме дома в управление DzĪB.
2. Устав DzĪB (копия).
3. Свидетельство о регистрации DzĪB (копия).
4. Решение Регистра предприятий (копия).
5. Заявления членов DzĪB о вступлении в товарищество.
После выполнения вышеназванных условий, согласно статье 51 Закона о приватизации государственных и муниципальных жилых домов, специалист из думского Управления недвижимости готовит проект решения о передаче товариществу прав на управление домом. Решение принимается депутатами на заседании думы. В случае положительного решения исполнительный директор думы поручает прежнему управляющему домом – ООО Jūrmalas namsaimnieks – организовать передачу дома, подготовить пакет документов по дому, необходимых для его успешного обслуживания.
Действующие в настоящее время стандартные акты о приеме-передаче домов далеки до совершенства, поскольку все дома очень отличаются по техническому и финансовому состоянию. Акт о приеме-передаче должен иметь приложение с указанием переданных документов. Предприятие Jūrmalas namsaimnieks склонно заявлять об отсутствии каких-либо документов. Такие заявления невозможно принимать всерьез, поскольку стоимость больших многоквартирных домов составляет от 90 000 до 200 000 Ls. Это крупная и ценная недвижимость.
К акту о приеме-передаче дома прилагаются следующие документы:
1. Исполнительный проект дома.
2. Техпаспорт дома.
3. Инвентаризационное дело.
4. Схема инженерных коммуникаций (холодная и горячая вода, теплоснабжение, канализация, газ, электричество).
5. Паспорта на имеющиеся в доме счетчики и документы, свидетельствующие об их принадлежности. Документы, фиксирующие показатели счетчиков на день передачи дома.
6. План границ.
7. Акты технического обследования дома.
8. Списки владельцев квартир и количество декларированных лиц.
9. Свидетельство о регистрации в Земельной книге.
Акт о приеме-передаче подписывают следующие члены комиссии:
1. Действующий владелец дома (Юрмальская дума).
2. Лицо, принимающее дом (председатель правления DzĪB).
3. Инженер по строительству и инженер по коммуникациям (если нет акта о техническом обследовании).
4. Лицо, ответственное за пожарную безопасность.
По закону на эту процедуру отводится два месяца – со дня подачи заявления в Юрмальскую думу до подписания акта о приеме-передаче.
В Юрмале нет сведений о домах, переданных в управление товариществам в установленных законом порядке и сроках. Словно этот закон не касается Юрмалы и может здесь не соблюдаться. Срок передачи затягивается в лучшем случае на 4 месяца, а иногда и на 1,5 года.
Новый закон об управлении жилыми домами, вступающий в силу с 1 января 2010 года, предусматривает, что дома передаются в управление товариществам или уполномоченному лицу в течение одного месяца. В случае невыполнения Юрмальской думой этого закона союз собственников квартир намерен содействовать обращению товариществ или уполномоченных лиц в суд по поводу возмещения ущерба, нанесенного Юрмальской думой.
Необходимо провести технический и финансовый аудит, если пока не во всех юрмальских жилых домах, то хотя бы в переданных в управление DzĪB. Но где взять средства? На проведение такого аудита можно использовать средства приватизационного фонда. Согласно статье 67 Закона о приватизации государственных и муниципальных жилых домов, средства, полученные в латах в результате приватизации государственных и муниципальных жилых домов, в размере 60% перечисляются в приватизационный фонд соответствующего самоуправления как отдельная составная часть этого фонда и используются для финансирования процесса приватизации и содержания жилых домов во время их приватизации, а также для организации обслуживания домов после их приватизации.
До сих пор не доводилось слышать, чтобы в Юрмале на какой-либо из домов расходовались средства из этого фонда. Значит, эти деньги есть!
30 мая текущего года в Каугури Латвийский союз собственников квартир провел общее собрание жителей, на котором обсудил различные важные для юрмальчан вопросы. Прозвучали протесты в связи с тем, что ООО Jūrmalas namsaimnieks, Jūrmalas ūdens и Jūrmalas siltums не желают представлять отчеты об оказанных услугах, т.е. о том, за что и сколько платят жители и на что расходуются деньги. Держателем долей капитала этих предприятий является Юрмальская дума. Поэтому участники собрания подписали письмо в думу с требованием добиться четкости, прозрачности и публичной доступности деятельности этих предприятий. На том же собрании жители констатировали, что решение Юрмальской думы № 874 не соответствует п. 1.3 статьи 4 Закона о защите прав потребителей и статье 5 Закона о регуляторах общественных услуг. Окончательная резолюция содержит следующие требования:
1) к Юрмальской думе – отменить решение № 874 от 03.09.1998 г.;
2) к Регулятору общественных услуг Юрмалы – отменить необоснованно взимаемую плату за холодную воду, которая изначально называлась абонентной платой, а затем была переименована в постоянную часть тарифа;
3) опубликовать подробную информацию о расходовании почти 2,5 миллиона латов, незаконно взысканных с жителей Юрмалы. С 1998 г. размер этого платежа с каждой квартиры составляет 2,31 Ls с НДС (в Юрмале примерно 13 000 квартир).
Никто из жителей Юрмалы не может ответить на вопрос, за что он платит 2,31 Ls? Если это плата за холодную воду и канализацию, то почему она существует только в Юрмале, ведь ни в каком другом латвийском городе подобных платежей за несуществующие услуги нет. Один кубометр холодной воды плюс канализация сейчас стоят 1,59 Ls + 2,31 Ls. Уже несколько лет жители пытаются выяснить, за что взимается эта сумма. Никто из депутатов предыдущего созыва (жители направили им множество жалоб) не потрудился установить и внятно объяснить своим избирателям, почему те платят и за что.
Жители очень надеются, что новые депутаты будут работать на их благо и защищать их интересы, наведут порядок в принадлежащих думе предприятиях Jūrmalas ūdens, Jūrmalas siltums и Jūrmalas namsaimnieks, которые должны оказывать жителям города бесприбыльные услуги.
Спрашивается, как же надо не любить юрмальчан, чтобы взимать с них мистическую плату за воду в размере 2,31 Ls, установить самые большие в стране тарифы на тепло, брать ненормальные суммы за «циркуляцию», вплоть до 25 Ls? Прискорбно, что депутаты вспоминают об избирателях только в период предвыборного «безумия».
Далее последуют другие предложения.